Как стать стюардессой и сколько можно заработать?
Содержание:
- Заработная плата обслуживающего персонала лайнера в России
- Все о работе стюардессы
- Где учиться на стюардессу
- Обязанности бортпроводника
- Что сдавать на стюардессу
- Заработная плата в авиакомпаниях России
- Первоначальная подготовка бортпроводников
- Обучение
- Зарплата и ее составляющие
- Преимущества и недостатки профессии
- Где обучают профессии стюардессы
- Основные требования
- График работы бортпроводника
- Из особенностей профессии можно отметить следующие…
- Какие требования к стюардессам при приеме на работу?
- Минусы профессии
- О внешнем виде
- С какого возраста разрешены перелёты на самолете?
- Обучение
- Как стать стюардессой
- От чего зависит зарплата стюардессы
Заработная плата обслуживающего персонала лайнера в России
Чтобы выяснить нюансы, какая зарплата у стюардесс, сначала сформулируем конкретный список критериев, которые повлияют на уровень дохода. Так, размеры ежемесячных отчислений за труд обслуживающего персонала работодателем зависят от следующих показателей:
- рейтинг авиалиний;
- типы перелетов и отведенные рейсы;
- трудовой стаж соискателя в выбранной сфере;
- образование;
- знание английского и других иностранных языков на приемлемом уровне.
Также здесь стоит учесть, в каком классе обслуживания пассажиров намеревается работать этот сотрудник, ведь традиционно работа в салонах бизнес-класса престижнее и оплачивается дороже обслуживания экономичных перелетов. Соответственно, и зарплата сотрудника, работающего здесь, выше. Однако холдинги вроде «Аэрофлота» вряд ли возьмут новичка на рейс, где сразу доверят обслуживать пассажиров бизнес-класса.
Сегодня заработок российских бортпроводников варьируется в пределах 20 000-100 000 рублей
Итак, сколько зарабатывают стюардессы в России? На этот вопрос Кадровые работники авиалиний отвечают так. Средняя заработная плата начинающей и неопытной бортпроводницы составляет 15 000–20 000 рублей. Со временем, набравшись нужного опыта и необходимых знаний в полетах, девушки могут повысить ежемесячный доход. Бывалые сотрудники обслуживания самолета зарабатывают от 80 до 100 тысяч рублей.
«Аэрофлот» – сегодня известные и востребованные клиентами авиалинии России. Средняя зарплата бортпроводника этого холдинга начинается с 40 000–55 000 рублей. Причем здесь кадровики указывают минимальную планку для начинающих. Опытные бортпроводницы, имеющие за плечами большой стаж и огромное количество часов, проведенных в воздухе, получают за свой труд от 1500 и до 1800 долларов.
Группа «Аэрофлот» преддлагает сотрудникам наиболее высокие зарплаты по стране
«Аэрофлот» известен в народе не только высокими окладами работников. Здесь сотрудники корпорации и семьи служащих получают скидку на путешествия лайнерами этой группы. Работники авиалиний ежегодно вправе воспользоваться одним бесплатным полетом в желаемом направлении. Причем в подобный перечень включены все страны мира.
Все о работе стюардессы
Если вы не можете решить, стоит ли искать работу бортпроводника, то постарайтесь узнать о ней больше. Вы должны выяснить плюсы и минусы работы стюардессой, предполагаемый уровень зарплат. Только проанализировав информацию, следует принимать окончательное решение. Иначе и многоэтапные собеседования, и обучение на курсах будут напрасной тратой времени.
Сколько зарабатывают бортпроводники
Очень животрепещущий вопрос. То, сколько получают стюардессы, зависит от огромного количества факторов. Диапазон в России составляет 30-100 тыс. рублей. Минимальную плату получают новички. Опытные же сотрудники, хорошо зарекомендовавшие себя, получают в 3-4 раза больше. Основные факторы:
- размер зарплаты зависит от вашего уровня образования;
- учитывается количество часов, проведенных в небе;
- чем лучше вы знаете иностранные языки, тем выше будет ставка;
- на зарплату влияет еще и то, обслуживает ли бортпроводница международные рейсы.
График работы
Если вы думаете о том, как стать хорошей стюардессой, то должны знать, что режим труда у вас будет ненормированным. Бортпроводники должны нормально относиться и к работе по ночам. Как правило, выходные им приходится заказывать заранее. Два дня отдыха подряд – невиданная редкость. В месяц бортпроводница должна находиться в небе не менее 80 часов. По закону стюардессам полагается отличный отпуск, составляющий больше 70-ти дней подряд.
Где учиться на стюардессу
Наличие средне-специального образования является обязательным условием для овладения этой профессией.
После прохождения курсов и вступления на должность, бортпроводникам рекомендуется совмещать свою работу с обучением (заочным) в одном из следующих авиационных ВУЗов Российской Федерации:
- Московском авиационном институте.
- Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.
- Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации.
- Московском государственном техническом университете гражданской авиации.
- Московском государственном машиностроительном университете.
Популярные школы стюардесс: “Скай-Джет” и “Марина-скул”.
Обязанности бортпроводника
Заступая на рейс, стюардессы осматривают самолет, проверяя наличие аптечек, огнетушителей, исправность кислородных масок. Пересчитывают обеды, комплекты одеял, готовят салон к приему пассажиров.
Перед вылетом бортпроводники обязаны:
- проинструктировать пассажиров, разъяснив правила поведения во время полета, технику использования средств первой помощи, правила поведения во время чрезвычайной ситуации;
- убедиться, что багаж убран, а пассажиры сидят на своих местах;
- проверить двери, убедиться, что самолет готов к взлету.
Во время полета бортпроводники поддерживают чистоту в салоне, подают пассажирам напитки и еду. В случае необходимости успокаивают, оказывают первую помощь. Также в задачи стюардесс участвуют в развлекательных мероприятиях для пассажиров, организовываемых транспортной компанией-перевозчиком.
Что сдавать на стюардессу
Профессия бортпроводник подразумевает соответствующее обучение. Для этого не обязательно поступать в высшее учебное заведение по своему профилю. Достаточным условием будет прохождение собеседования в авиакомпании. После этого соискателя отправляют на медицинскую комиссию, после прохождения которой необходимо будет пройти специальные летные курсы, включающие в себе теорию и практику.
Это подразумевает приобретение знаний в различных областях. Соответственно, первой необходимости предметы – медицина и психология. Претенденты на эту должность должны иметь такую особенность, как быстрая обучаемость.
Длительность курсов составляет 4 месяца, после чего необходимо сдать все экзамены. Только после этого соискатели могут быть допущены к работе в качестве бортпроводников-стажеров.
Заработная плата в авиакомпаниях России
У каждой компании свой размер заработной платы, где-то больше, где-то меньше.
Аэрофлот
Самая высокооплачиваемая фирма, по сравнению с другими перевозчиками. Даже минимальная зарплата у стюардесс в Аэрофлоте гораздо выше, чем оклад бортпроводников других авиакомпаний.
При устройстве в Аэрофлот минимальная ставка составляет 40 000 руб. в месяц. Через некий промежуток времени, когда бортпроводница наберет достаточное время полетов, она сможет повысить квалификацию и свою зарплату до 1 800 $ в месяц.
«Россия»
В группу авиакомпаний «Аэрофлот» входит компания «Россия», главный хаб которой находится в Санкт-Петербурге. Более половины всех вылетов из аэропорта Пулково осуществляет данный перевозчик. На официальном сайте указана зарплата бортпроводника – от 55 тыс. рублей.
Как и в любом другом предприятии, на оклад влияют стандартные факторы: стаж, знание языков, образование. Колоссальными сумами S7 похвастаться не может, но з/п в районе 25–70 тыс. руб. устраивает большинство работников.
Utair специально сделал легкое принятие на работу. Здесь начинающие стюардессы могут набраться опыта и перейти в более известную авиакомпанию. Но, правда, из-за таких легких требований придется жертвовать своим окладом – он составляет всего 30 000 руб. в месяц.
Победа
Гражданская авиация является востребованной, поэтому и требования к персоналу высокие. Бортпроводник должен знать несколько языков. Среди них обязательным является английский.
Этот специалист выполняет обязанности обслуживающего персонала на борту. Список функций:
- контроль за безопасностью пассажиров (проверка состояния спасательных жилетов, подручных средств пожаротушения, кислородных масок, ремней безопасности, креплений на креслах, укомплектованности аптечки);
- предоставление еды и напитков пассажирам;
- оказание первой помощи пассажирам при возникновении чрезвычайной ситуации и оказание психологической поддержки;
- встреча пассажиров при входе в салон самолета;
- проверка посадочных билетов;
- обеспечение сохранности багажа;
- выдача необходимых предметов для комфортного перелета (пледы, подушки, санитарно-гигиенические принадлежности);
- организация развлечений: пресса, радио, просмотр телевизора;
- поддержание чистоты в салоне и др.
Стюардесса отвечает за безопасность пассажиров во время всего полета. Она проводит инструктаж перед каждым вылетом и рассказывает основные правила техники безопасности и поведения на борту.
Качества работника данной профессии:
- умение находить общий язык с любыми людьми;
- дипломатичность;
- стрессоустойчивость;
- находчивость (умение быстро сориентироваться в непредвиденной ситуации).
Несколько раз в год работники авиасферы проходят проверку на профессиональную пригодность. Проводятся курсы повышения квалификации, которые необходимо проходить минимум 1 раз в год.
Факторы, влияющие на оклад:
- страна трудоустройства (ее инфраструктура и индустрия);
- авиакомпания (ее масштабы и место на рынке авиаперевозок);
- политика, которую компания ведет в отношении своих сотрудников;
- уровень образования;
- степень владения иностранными языками;
- особенности маршрутов и вид полетов;
- опыт работы проводником и наличие специальных навыков.
Кроме основного заработка, у работниц гражданской авиации имеются и дополнительные доходы (продажа товаров из Duty Free или оказание каких-либо услуг пассажирам). Пенсия стюардессы напрямую зависит от размера ежемесячных выплат во время работы.
Первоначальная подготовка бортпроводников
Где | Авиационная школа Аэрофлота |
Стоимость обучения | 45 000 руб., при устройстве на работу в а/к Аэрофлот стоимость обучения частично вычитается из зарплаты |
Продолжительность | 1,5 месяца |
Требования | 18-25 лет, гражданство РФ или Республики Беларусь, среднее общее или высшее образование, грамотный русский язык, владение иностранным языком |
Курс соответствует программ, утвержденным Росавиацией. Обучение проходит в виде теоретических занятий в классах и практики на реальном воздушном судне. Отработка аварийно-спасательных работ происходит на тренажерах «Суша-вода», обслуживание пассажиров на макете пассажирской кабины, практика упражнений по оказанию первой доврачебной помощи — на медицинском тренажере «Гоша». Студенты знакомятся с основами воздушно-правовой подготовки, конструкцией и эксплуатацией бытового оборудования ВС; проходят аварийно-спасательную подготовку (АСП), обеспечение авиационной безопасности; медицинское обслуживание пассажиров, организацию перевозок на воздушном транспорте, особенности выполнения полётов на внутренних и международных воздушных линиях. Выпускники получают свидетельство о прохождении курса первоначальной подготовки; сертификат по перевозке опасных грузов на ВТ; вкладыш-сертификат по перевозке опасных грузов на ВТ; вкладыши-сертификаты по водным аварийно-спасательным работам (АСП) и АСП на ВС.
Обучение
Как уже стало ясно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником, нужно отвечать весьма строгим требованиям. Однако, это не значит, что занять подобную должность могут только интеллектуалы-уникумы с модельной внешностью. Немалые шансы на успех имеют и самые обычные люди, если проявят должную настойчивость. Учёба воздушного персонала — как мужчин, так и женщин — организована во многих авиакомпаниях. Таким образом они сразу готовят для себя идеально подходящий под внутренние требования персонал. Даже если обучение идёт отдельно от фирмы, нередко она оплачивает целевую подготовку.
Чтобы попасть на такую учебную программу, надо будет сразу пройти через собеседование и медицинскую комиссию (зато потом дополнительно проходить их не придётся). Курс подготовки занимает от 3 до 6 месяцев. Пока кандидатов обучают, им выплачивают корпоративную стипендию. Однако есть и минус — после окончания обучения придётся отрабатывать 2-3 года в той же авиакомпании или оплачивать полную стоимость подготовки при преждевременном увольнении. Правда, для многих людей это, скорее, не минус, а плюс: гарантированное устройство и возможность сразу продемонстрировать свои навыки. Если есть свободные личные средства, можно поступить в «Школу бортпроводников». Там учат даже тех, кто не прошёл корпоративное собеседование. Таких школ несколько, в том числе университеты гражданской авиации в Москве и Петербурге, учебный центр во Внуково. Стоимость обучения составляет 40-60 тысяч рублей.
Часто упоминают, что выпускники подобных курсов могут почти гарантированно устроиться на воздушную работу. Однако не всё так просто — кроме получения образования придётся ещё сдавать дополнительные фирменные экзамены и налетать с инструкторами 30 часов на реальных бортах. Высшее образование не обязательно для стюардов, но оно резко повышает шансы на трудоустройство.
Поступая в учебный центр «Внуково», надо будет отдать не менее 48000 рублей
Важно: для поступления туда требуется как минимум окончить школу в объёме 11 классов — при этом кандидатов как до 19, так и после 25 лет будут отсеивать. Тем, кто пройдёт «сито» отбора и медкомиссии, придётся учиться 3 месяца
Стоит учесть, что учат во Внуково только зарегистрированных в Москве и в Подмосковье лиц, и обязательно — граждан РФ. Курсанты занимаются на тренажёрах, работу ищут самостоятельно.
Учебный центр перевозчика S7 взимает плату 45000 рублей. Но тем, кто согласен будет отработать определённый срок на бортах компании, можно будет учиться бесплатно и даже получать стипендию. Кандидатам должно быть не менее 18 лет. Как и в предыдущем случае, требуется окончить школу. Условия подготовки в «Аэрофлоте» несколько отличаются:
- при трудоустройстве в саму фирму платить за обучение не нужно, но плата будет вычитаться какое-то время из оклада;
- время подготовки — 45 дней;
- предусматриваются реальные учебные вылеты;
- в качестве кандидатов могут рассматривать граждан Белоруссии;
- допускаются к курсам только имеющие как минимум среднее специальное образование.
Если выпускник после прохождения обучения в «Авиационной школе Аэрофлота» желает устроиться работать в другую авиакомпанию, то за обучение ему придётся отдать от 60 тысяч рублей. Среди средних учебных заведений есть только училище гражданской авиации в Петербурге. Обязательно требуют сертификаты ЕГЭ по русскому и литературе.
Зарплата и ее составляющие
Есть много факторов, которые влияют на величину оплаты труда у бортпроводниц. Кстати, практически невозможно провести каких-либо аналогий по зарплате, причем не только между представительницами разных компаний, но и даже сотрудниц в одной. В России интерес вызывает зарплата девушек, которые работают на Аэрофлот, а до недавнего времени и Трансаэро. На получаемую ими сумму влияют такие критерии, как:
- популярность компании, которая у Аэрофлота просто архивысокая;
- политика, которой придерживается руководство, насчет действующего персонала;
- маршрут;
- уровень образования работницы;
- знание нескольких иностранных языков;
- часы, которые стюардесса провела в воздухе.
В случае когда бортпроводница летает за пределы страны, ее зарплата существенно увеличивается. Влияет на сумму также и класс, который обслуживает девушка. В принципе, и так понятно, что работа с клиентами бизнес-класса оплачивается намного лучше, чем эконом.
Стоит обратить внимание и на такой фактор, как образование, вернее, свободное владение иностранными языками. Для заграничных полетов желательно знать хотя бы два, но нет предела совершенству, особенно если это влияет на зарплату, в сторону повышения
Преимущества и недостатки профессии
При выборе профессии бортпроводника у человека появляется возможность во время выполнения своих должностных обязанностей посмотреть весь мир. Кроме того, работа стюардом в авиакомпании характеризуется такими неоспоримыми преимуществами:
- гибкий график (возможность самостоятельного выбора смены);
- льготы и премии;
- достойная зарплата;
- длительный отпуск;
- хорошие чаевые от пассажиров.
Несмотря на престижность и заманчивость профессии, прежде чем решить получить специальное образование, следует изучить ее недостатки. Постоянная серьезная физическая нагрузка — основной минус работы бортпроводником. Должность требует продолжительного пребывания на ногах, подразумевает смену часовых поясов, эмоциональное утомление. Все это отрицательно влияет на здоровье сотрудника авиакомпании.
После 45 лет бортпроводники заканчивают свою карьеру. Как показывает практика, при желании занять новое место работы бывшие бортпроводники имеют ряд психологических трудностей.
Где обучают профессии стюардессы
Плюсом при рассмотрении кандидатуры будут спортивные достижения, медицинское образование или курсы личностного роста и управления гневом
Обучение бортпроводников проводится в специальных школах либо на курсах самих авиакомпаний. Лучше выбирать последний вариант: это гарантирует трудоустройство и бесплатное обучение. Единственный недостаток — заключение контракта, согласно которому стюардесса обязуется отработать в данной компании не менее 2–3 лет.
После обучения начинаются стажёрские полёты общей продолжительностью около 30 часов. На протяжении этого времени будущая стюардесса отрабатывает полученные знания на практике, изучает нюансы профессии, наблюдает за более опытными коллегами.
За стажировкой следует строгая комиссия для допуска к полётам. Чтобы пройти её, нужно хорошо зарекомендовать себя в период обучения и овладеть всей необходимой информацией.
Основные требования
Стюардесса относится к персоналу, обслуживающему пассажиров и экипаж на борту самолета. Работать им приходится в условиях нестандартных, обстановке повышенного стресса, ответственности. Для этого требуются только очень хорошо подготовленные люди, имеющие изначально все предпосылки для такой деятельности.
Для желающих стать бортпроводником требования такие:
- знание иностранных языков. Английский ‒ обязательный;
- рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров;
- способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами;
- отсутствие татуировок, пирсинга, шрамов;
- абсолютное здоровье;
- хорошая физическая форма;
- презентабельный внешний вид;
- наличие военного билета для мужчин;
- умение плавать.
К персоналу, обслуживающему бизнес-класс, требования несколько выше.
Фото: Elena Buzmacova/pexels
Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет высшее медицинское или психологическое образование, знание нескольких языков, стаж работы.
По поводу внешности нет четких стандартов. Каждый перевозчик выдвигает собственные пожелания. Кроме того, имеются интересные моменты.
Таблица 1. Требования к внешности
Авиакомпания | Возраст, лет | Рост, см | Вес, кг | Размер одежды | Нестандартные |
Аэрофлот | 158-190 | 46 | |||
Delta Air Lines | до 25 | >165 | до 65 | ||
Emirates | >165 | Грудь не более 75C | |||
Lufthansa | >165 | до 65 | 46 | Маникюр: френч, бесцветный, красный | |
British Airways | до 25 | >165 | до 65 | 46 | Минимум макияжа, волосы не ниже плеч |
Некоторые авиакомпании также требуют, чтобы бортпроводники были не замужем/не женаты, не имели детей, но к российским перевозчикам это не относится.
Интересно! Из-за вредности и опасности профессии стюарды уходят на пенсию раньше: в 45 лет женщины, в 50 лет мужчины.
График работы бортпроводника
Прежде чем устроиться стюардом, стоит основательно подумать, глубже познакомиться с нюансами профессии, особенностями работы стюардессы физически. График работы бортпроводниц ненормированный, непредсказуемый. Отсутствуют четкие выходные, сотрудники летают ежедневно продолжительные периоды времени. Отдохнуть получается только между полетами.
Устроиться стюардессой возможно, однако, свободное время появиться только в отпуске. Но работать бортпроводницей выгодно, поскольку ежегодный отпускной период составляет 72 дня. Оставшееся время жизнь небесных девушек подчинена полетному графику.
Из особенностей профессии можно отметить следующие…
- Серьезные физические нагрузки. Во-первых, стюардесса, в отличие пассажиров, постоянно на ногах, во-вторых, регулярная смена климата и часовых поясов на пользу не идет.
- Серьезная нагрузка на психику. Бортпроводницам нередко приходится усмирять разбушевавшихся туристов, спасать тех, кому нужна срочная мед/помощь, а также успокаивать пассажиров в экстренных ситуациях.
- Материнство и небо несовместимы. Нередко у стюардесс, еще не знающих о своем положении, случаются выкидыши. Перепады давления, вибрация, частая смена часовых поясов и климата, работа на ногах — все эти факторы не могут не отразиться на беременности. Поэтому от полетов приходится отказываться еще на стадии только планирования будущего малыша. Карьера или ребенок — как сделать выбор?
- Бессонница — еще одно проф/заболевание, от которого потом сложно избавиться даже на «земной» работе. Ритм «свободы» поменять очень сложно.
- С личной жизнью тоже не все гладко. Не каждый мужчина захочет жену-стюардессу, которая постоянно отсутствует дома. Если только это не пилот. В большинстве же случаев, как показывает жизнь, стюардесса встречает свою половинку среди пассажиров, и с карьерой после этой судьбоносной встречи приходится закругляться.
Какие требования к стюардессам при приеме на работу?
Если сильно пожелать, компании раскроют свои двери для новых кадров. Но чтобы стать стюардессой, нужно подходить по параметрам и пройти несколько проверок:
1. Возраст. Первое, из-за чего отсеивают желающих попасть на курсы бортпроводников – они старше 30 лет. Хотя не следует отчаиваться, так как, обычно, каждая компания представляет свои требования принятия на работу;
2. компании берут на работу людей средней комплектации. Средний рост стюардесс не должен превышать 1,6 м;
3. считается, что внешность стюардессы должна быть приятной, без каких либо заметных физических недостатков
Для компаний важно, какая внешность у бортпроводника, так как его работа — приветствовать пассажиров и выступать лицом компании;
4. не принимаются кандидаты, у которых заметно пирсинг, большие родинки, шрамы, или татуировки;
5
будущие бортпроводники проходят медицинское обследование под присмотром специальной комиссии прежде, чем начать работу в компании;
6. проверяется умение общаться с иностранцами. Необходимо владение английским. Если знаешь несколько языков, это будет большой плюс на этапе отбора претендентов, а также, возможно, повышенная зарплата в будущем. Владеть английским языком на профессиональном уровне необходимо для работы бортпроводником в бизнес-классе;
7. отсутствие дефектов речи, умение правильно излагать мысли;
8. преимущество отдается претендентам с дипломом о высшем образовании;
9. приветствуются умение работать в сложных условиях и опыт в сфере обслуживания.
Иногда удается услышать мнение, что в стюардессы идут девушки, которым не удалось стать моделями. На самом деле все далеко не так. Внешность стюардесс не должна быть идеальной, а приятной. Ее работа – презентовать услуги компании. Дикция необходима, чтобы не было трудностей с пониманием между экипажем и простыми людьми. Устойчивость к стрессам особенно важна в работе стюардесс – ей нужно быть приветливой, даже общаясь с грубыми или даже буйными клиентами. Они не могут себе позволить утратить самообладание с такими людьми. В противном случае начнут нервничать все пассажиры, в результате компания утратит лицо, потеряет прибыль, и в конечном итоге пострадает зарплата стюардесс и членов экипажа. В былое время владение иностранными языками не было нужным работникам местных авиалиний, но ситуация изменилась с увеличением количества туристов. Если говорить о высшем образовании, то оно все еще является показателем уровня образованности человека.
Требования к росту стюардесс важно не с точки зрения привлекательности. Важность этого параметра в том, так невысокому бортпроводнику будет легче исполнять свои обязанности, лавируя между рядами сидений. Все-таки, борт самолета – замкнутое пространство и габариты имеют значение.
Минусы профессии
Несмотря на общее впечатление романтичности и престижности данной профессии, работа бортпроводника во многом до конца непонята и поэтому недооценена. Большинство видят сложность профессии лишь в том, что самолет может разбиться, а потому экипаж рискует погибнуть. Однако за высокой зарплатой и очевидным риском скрывается ряд существенных недостатков:
- из-за длительного хождения на каблуках и пребывания стоя многие страдают варикозным расширением вен;
- по той же причине возникают проблемы с позвоночником, поскольку борт самолета к тому же еще неустойчив, т. к. находится в воздухе, а не на земле;
- ненормированный рабочий график, стресс, постоянное общение с большим количеством людей вызывают проблемы со сном и в итоге бессонницу – профессиональное заболевание стюардесс;
- проблемы с личной жизнью все также из-за ненормированного рабочего графика (иногда выходные дни у бортпроводников проходят заграницей, т. е. вдали от семьи и близких);
- проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка из-за перепадов давления на разной высоте, влияния озона, радиации, шума, частых смен климатических поясов и постоянного стресса;
- ранний уход на пенсию;
- стопроцентная готовность к рейсу в любое время;
- абсолютная трезвость за 24 часа до рейса;
- вызвать на работу могут в любое время;
- продажи товаров на борту самолета.
О внешнем виде
Стюардессы должны выглядеть безупречно: отглаженная форма по фигуре, обувь на каблуке, аккуратные прическа и макияж. Опытные бортпроводницы говорят, что готовиться к полету им совсем нетрудно, это занимает всего полчаса. Кстати, если встречать пассажиров нужно на каблуках 5-7 см, то в полете разрешается надеть обувь с каблуком поменьше. Для бортпроводника-мужчины главное — ухоженные руки, также важны аккуратные прическа и лицо. Многие стюарды используют специальные средства для кожи и регулярно делают маникюр.
Откровения бортпроводников: 7 самых бесящих типов пассажиров
С какого возраста разрешены перелёты на самолете?
Вы удивитесь, но спокойно (во всех смыслах) летать может пассажир, начиная с 7го дня своей жизни. Однако, для собственного родительского спокойствия лучше пройти обследование и получить письменное подтверждение у педиатра, что малыш здоров и перелет разрешён. Редко, но некоторые авиакомпании могут запросить подобный документ. Так что лучше им вооружиться.
Чем меньше малыш, тем легче с ним путешествовать. Особенно, если ребёнок на грудном вскармливании. Дал грудь и в принципе забыл о маленьком пассажире. Это ещё и отличная профилактика перепадов давления: глотательные движения помогут малышу спокойно перенести закладывание ушей. Деткам постарше, кто уже отказался от груди или бутылочки, старайтесь давать больше воды при взлёте и посадке самолёта. Либо что-то типа чупа-чупса.
Если у ребёнка заложен нос, то обязательно закапайте сосудосуживающий препарат и возьмите его с собой на борт. Некоторые мамы вооружаются ушными каплями, но в большинстве случаев достаточно капель для носа. Если вы знаете, что у вашего малыша склонность к болям в ушах, тогда захватите нужное лекарство на борт. Здесь нужно исходить из индивидуальных особенностей ребёнка.
Обучение
Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.
Программа состоит из следующих дисциплин:
- аварийно-спасательная база;
- уроки плавания (после прохождения сдается испытание);
- основы внешности;
- курс психологии и с изучением норм поведения в нестандартных ситуациях;
- оказание первой медицинской помощи;
- авиационный английский;
- основы сервиса.
На этапе обучения стюардессы осваивают теорию и учатся применять полученные знания на практике в интерактивной форме. Курсы стюардесс включают также основы макияжа. Интересно, что любой курс включает изучение строения авиалайнера.
Наряду с каждой авиакомпанией работает школа обучения персонала. В рамках обучения есть как платные, так и бесплатные программы. последние предусматривают дальнейшее трудоустройство на контрактных основаниях.
По окончанию обучения будущие члены экипажа сдают аттестацию, успешное прохождение которое открывает перед ними новые горизонты. Для допуска к работе необходимо провести в воздухе 30 часов практики.
Пройти обучение могут все желающие, соответствующие перечисленным требованиям, но набор на курсы проводится на конкурсных основаниях. Избранные кандидаты имеют возможность обучаться бесплатно, а оплата за обучение компенсируется из оклада. Остальные участники оплачивают обучение в индивидуальном порядке.
Стоимость курсов стартует от 45 тысяч рублей. Большинство ВУЗов гражданской авиации предлагают подготовительные курсы бортпроводников.
При поступлении на обучение необходимо предоставить пакет документов:
- паспорт, индивидуальный страховой номер СНИЛС;
- трудовая книга (если имеется);
- диплом о среднем образовании;
- справка о несудимости;
- медицинские заключения из наркологии и психоневрологии;
- военный билет (если есть);
- заключение врачебно-летной комиссии.
Как стать стюардессой
«Аэрофлот» – сегодня известные и востребованные клиентами авиалинии России. Средняя зарплата бортпроводника этого холдинга начинается с 40 000–55 000 рублей. Причем здесь кадровики указывают минимальную планку для начинающих. Опытные бортпроводницы, имеющие за плечами большой стаж и огромное количество часов, проведенных в воздухе, получают за свой труд от 1500 и до 1800 долларов.
Как видим самый большой средний заработок был зафиксирован в Алтайском крае – 150 000 руб.
Таблица 4. Заработная плата стюардесс по регионам
Регион | Зарплата |
Алтайский край | 150 000 руб. |
Новосибирская область | 120 000 руб. |
Красноярский край | 120 000 руб. |
Ленинградская область | 116 000 руб. |
Нижегородская область | 106 000 руб. |
Свердловская область | 106 000 руб. |
Московская область | 102 000 руб. |
Республика Башкортостан | 92 000 руб. |
Республика Татарстан | 86 000 руб. |
Республика Алтай | 65 000 руб. |
Не всем удается трудоустроиться на работу в элитную авиакомпанию. Но это совсем не означает, что в других организациях работать непрестижно. Заработная плата стюардесс согласно разным авиакомпаниям в России распределилась следующим образом:
Те, кто летает рейсами S7, в среднем ежемесячно получают 25 000 – 70 000 рублей. Многое зависит от стажа работы, категории обслуживания, наличия высшего образования. Хотите получать больше – вложите больше времени, усилий и сделайте финансовые вложения в образование. ЮТэйр предлагает сотрудничество бортпроводницам, не имеющим дипломов по специализации. Минимальное требование – 11 классов средней школы. Руководство готово трудоустраивать новичков и обучать дисциплинированных сотрудниц хитростям профессии стюардесса. Однако, как ни старайся, в ЮТэйр выше 30 000 рублей в месяц не платят. Победа – авиакомпания, следующая по уровню окладов за Аэрофлотом. Опытным работницам 50 000 рублей ежемесячного заработка здесь обеспечено. Преимуществом работы в компании является возможность прохождения обучения. После завершения обучения каждой бортпроводнице выдают соответствующий документ, подтверждающий ее новую квалификацию
Победа выдвигает для будущих стюардесс важное требование: рост соискательницы не может быть ниже 165 см
Шанс стать стюардессой есть далеко не у каждой девушки
Важно иметь хорошие внешние данные и рост не ниже 165 см (но не выше 190 см). До 18 лет в бортпроводницы не берут, как и после того, как девушке исполняется 27
Определяющее условие для устройства на работу в авиакомпанию — отличное знание английского языка, и его необходимо освежить в первую очередь.
Как правило, успешно проходят его девушки:
- с миловидной внешностью;
- стройные (вес — от 54 до 65 кг);
- без проблем со здоровьем и дефектов речи;
- с высшим образованием (желательно в областях медицины, психологии или управления).
При успешном прохождении экзамена на знание английского, собеседования и медкомиссии (включающей тест на устойчивость к турбулентности) будущую стюардессу допускают до курсов. Их каждая авиакомпания организует самостоятельно — какой-то общей «школы стюардесс» просто не существует (хотя в коммерческих вузах потихоньку начинают появляться соответствующие направления). Учёба длится до трёх месяцев.
За это время девушки получают полную информацию:
- об устройстве самолётов;
- о навыках оказания медицинской помощи;
- о правилах обеспечения безопасности на борту судна;
- об особенностях культуры и обычаев представителей других стран;
- о том, как грамотно выстраивать общение с пассажирами.
Специальные навыки
Есть специальные навыки, которым учат будущих стюардесс/стюардов:
- наблюдать за собой в зеркале
- правильно здороваться с пассажиром
- красиво ходить
- правильно пожимать руку
- правильно сидеть
- правильно приседать в узкой юбке
- правильно улыбаться
- правильно стоять
- правильно сервировать стол и подавать еду
С точностью назвать какая пенсия у стюардесс и стюардов в России невозможно. У каждого конкретного человека величина выплат зависит от ряда факторов. На размер этой суммы будет влиять средний размер заработной платы.
Его определяют на выбор: за пятилетний промежуток непрерывной работы или за последний год перед получением права на пенсию. Помимо этого, при расчете выплат будет учитываться среднее значение зарплаты по стране за тот же период, специального коэффициента и среднего ежемесячного пенсионного взноса.
Верхний предел суммы ежемесячных выплат бортпроводникам не может превышать значение 3,5 минимальных пенсий по старости в регионе, где он проживает. Нижний предел ограничен величиной прожиточного минимума.
В общий стаж трудовой деятельности бортпроводника входит период пребывания в декретном отпуске и работы за рубежом. Необходимым условием является регулярные выплаты взносов в ПФР.
От чего зависит зарплата стюардессы
В большинстве авиакомпаний зарплата стюардессы состоит из нескольких частей: основная из них это оклад, но помимо него есть еще выплата за летные и рабочие часы. Понятно, что летные и рабочие часы это не тождественные понятия. Есть норма для летного времени – 80 часов в месяц. Перевыполнять этот план не нужно, поскольку «переналет» не приветствуется. Так что в большинстве случаев у стюардесс в среднем набегает 60-80 летных часов в месяц. Но по прибытии в пункт назначения бортпроводники остаются там еще в течение какого-то времени, это и есть рабочие часы.
Помимо оклада и выплат за летные и рабочие часы есть еще доплаты для тех, кто обслуживает ночные рейсы или выходит на работу в праздничные дни. Доплата начисляется исходя из суммы оклада. А вот надбавку за выслугу лет практикуют далеко не все авиакомпании.
Иногда сотрудникам выплачивают премии в зависимости от результатов работы. Штрафы тоже бывают, но в основном только за очень грубое нарушение трудовой дисциплины, например, за опоздание на рейс. Какие-то мелкие недочеты в работе или нарушения дресс-кода влекут за собой только устные предупреждения и выговоры.