Самоконтроль на тренировке

Содержание:

Определение

Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.

Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.

Выделяют следующие виды самоконтроля:

  • временной;
  • пространственный;
  • произвольный.

Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.

Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.

Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Врачебный контроль

Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.

  • Основная из них почти полностью не имеет отклонений. Эти лица могут быть участниками соревнований без ограничений выполнять все программы.
  • Подготовительная, с удовлетворительным развитием и состоянием. Здесь нагрузка увеличивается постепенно.
  • У лиц из специальной группы обнаружены хронические болезни, недуги, отклонения в развитии. Они занимаются по особой программе после консультации врача или преподавателя физкультуры.

Оценка функционального состояния систем организма

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов.

Функциональная проба способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса. Оценить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы можно с помощью различных функциональных проб.

Индекс Рюффье. Для оценки деятельности сердечнососудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р3) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

Индекс Рюффье = (Р12З)-200)/10

Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье

0 — 1 — атлетическое сердце; 1 — 5 — очень хорошее сердце;

6 — 10 — хорошее сердце; 11 — 15 — сердечная недостаточность;

15 — 20 — сердечная недостаточность сильной степени.

Тест не рекомендуется выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Центральная нервная система (ЦНС)— самая сложная из всех функциональных систем человека. В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции. Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦHС и анализаторов.

Проверить состояние ЦHС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦHС. Возбудимость ЦHС: слабая — 0-6, нормальная — 7-12, живая 13-18, овышенная — 19-24 уд/ мин.

Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо не острым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая.

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с. и при этом не наблюдаются пошатывания тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с. нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно»

Этот тест имеет практическое значение в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, фигурном катании и других видах спорта, где координация имеет важное значение. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются

Тест Яроцкогопозволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов — 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.

Значение самоконтроля

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в полной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность, облегчают засыпание и улучшают качество сна, эмоциональный тонус, а также спорт повышает вашу концентрацию. Однако, следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля. Самоконтроль способствует правильному использованию средств и методов выполнения физических упражнений и укреплению здоровья.

Хорошо зная особенности воздействия физической нагрузки на организм, умея следить за состоянием своего здоровья, правильно разбираясь в изменениях состояния организма, мы можем наиболее обоснованно регулировать нагрузку, определить самые ранние признаки нарушений в здоровье и тренированности и тем самым вовремя принимать необходимые меры.

Таким образом, самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля

Завышенный уровень самодисциплины ведет к постоянному напряжению психики. Пропадает навык свободно проявлять чувства.

Чувства имеют особенность накапливаться. Они выходят наружу самостоятельно в самый неподходящий момент или выражаются в виде приобретения болезней.

По данным статистики, до 63% замкнутых в себе индивидов, подвержены сердечным недугам и заболеваниям ЖКТ.

Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо заниматься профилактикой. Снять накопившееся напряжение хорошо помогают крики в воздух в безлюдных местах, битье посуды. Показаны занятия каким-нибудь боевым искусством.

Отлично зарекомендовали себя приемы, называемые ауто-тренингом. Он приводит в норму психологическое состояние и дает ощутимый положительный эффект в обучении самоконтролю.

Контроль эмоций

В ситуации, когда эмоции берут верх над вами, необходимо снизить эмоциональный накал или переключиться на другие эмоции. Здесь могут помочь следующие приёмы:

  • Дистанция. Прогуляйтесь, уйдите в другую комнату или сходите в гости. Расстояние отлично нивелирует негативные импульсы.
  • Спорт. Несколько отжиманий или подтягиваний снизят накал страстей, а чтобы полностью привести мысли в порядок, проведите полноценную тренировку.
  • Визуализация приятных воспоминаний. Представьте какой-нибудь положительный опыт как можно ярче и со всеми подробностями, сфокусируйтесь на нём.


unsplash.com / @markdaynes‍

Упражнение «Не плакать / Не смеяться»

Найдите фильм или видео, вызывающий у вас бурные эмоции. Что-то, что неизбежно вызывает у вас смех или слёзы. Включите ролик и постарайтесь в этот раз обуздать свои чувства. Воспользуйтесь вышеописанными техниками самоконтроля. Например, подумайте о другом или поставьте на паузу и пройдитесь по комнате. Также можно достать дневник самоконтроля и проанализировать свои ощущения.

Прочие показатели физиологического развития

К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.

  1. Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.
  2. Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола — до 45 %.
  3. Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия.
  4.  Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

Понятие самоконтроля

Самоконтроль – при занятиях физкультурой и спортом — регулярное наблюдение занимающегося физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные самоконтроля существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре. Кроме того, самоконтроль  имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.

В процессе самоконтроля опираются на субъективные показатели — само­чувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность и др., а также про­стейшие объективные – частота и ритм сердечных сокращений и дыхание, масса тела, мышечная сила и др. Можно использовать для само­контроля и элементарные функциональные пробы, например

ортостатическую и ортоклиностатическую, пробу с задержкой дыхания.

Количество показателей для самоконтроля определяется состоянием здоро­вья занимающегося, уровнем его физической подготовленности и поставлен­ными задачами. Например, для лиц пожилого возраста обязательным явля­ется контроль артериального давления, которое измеряют не реже 1 раза в неделю.

После занятий физическими упражнениями самочувствие должно быть бодрым, настроение, аппетит, работоспособность хорошими. Занимающийся не должен испытывать чувство разбитости, выраженного утомления. При отсут­ствии хорошего самочувствия (вялость, сонливость, раздражительность), наличии мышечных болей, нежелании заниматься следует временно (на 1-2 дня) прекратить занятия и возобновить их, постепенно увеличивая нагрузку, при ухудшении самочувствия (пульсирующая головная боль, тяжесть в затылке, мелькание мушек перед глазами, шум в ушах, тошнота и др.) необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

Задачи самоконтроля:

  1. Расширить знания о физическом развитии.
  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
  4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Основные методики самоконтроля:

  1. Инструментальные
  2. Визуальные

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма

При нервно – психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма

Состояние нервной системы

ЦНС – это наиболее сложная из всех систем организма. В ее состав входят мозговые чувствительные центры, предназначенные для анализа изменений как внешней, так и внутренней среды. Именно они и управляют всеми функциями человеческого организма. Основной задачей ЦНС является точная и быстрая передача необходимой информации. Работу этой системы также необходимо проверять при осуществлении самоконтроля во время занятий спортом. Для этого существует метод проведения ортостатической пробы. Результаты подобного исследования отражают возбудимость ЦНС.

Для получения необходимых данных человек должен принять положение лежа, отдохнуть 5-10 минут и подсчитать свой пульс. Далее необходимо встать и измерить ЧСС в положении стоя. Разница значений пульса за одну минуту и укажет на состояние ЦНС. Так, при слабой возбудимости это значение составит от 0 до 6, при нормальной – от 7 до 12, а при живой и повышенной, соответственно, от 13 до 18 и от 19 до 24 ударов в минуту.

Самоконтроль функционирования нервной системы рекомендуется проводить и при помощи наблюдений за кожно-сосудистой реакцией организма. Ее определяют, проводя несколько раз по коже любым неострым предметом. Если место нажима станет розовым, то эта реакция будет свидетельствовать о том, что сосудистая реакция организма находится в пределах нормы. Белая или красная окраска кожного участка укажет на высокую или повышенную иннервацию кожных сосудов, наблюдаемую, как правило, при переутомлениях, во время болезней или при неполном их излечении.

Для самоконтроля функционирования ЦНС при выполнении физических упражнений можно выполнить:

  • пробу Ромберга, выявляющую нарушение равновесия;
  • тест Яроцкого, определяющий границу чувствительности вестибулярного аппарата;
  • пальцево-носовую пробу.

Отрицательная мотивация: определение, приемы, примеры

Часто в детстве нам приходилось слышать от родителей подобные фразы: «Не сядешь за компьютер, пока не сделаешь домашнее задание», «Пока не съешь кашу, не получишь конфету», «Не уберешь комнату – не пойдешь гулять». И, как правило, родители добивались того, чего требовали от нас, а происходило это благодаря тому, что они воздействовали на наши сильные желания, прямо указывая на то, что желаемого мы можем не получить. Такой прием составляет один из аспектов отрицательной мотивации. Почему к ней стоит прибегать? Чего это позволяет достичь? Полезно ли это? Отвечаем на эти вопросы в представленной статье. Читать подробнее…

10

Мой опыт

В качестве примера расскажу о своем опыте борьбы с пожирателями времени. Думаю, с этим сталкиваются многие копирайтеры. Работая дома, особенно без конкретного графика и плана, то и дело на что-то отвлекаешься: прочитать письмо от подруги в социальной сети, погладить котика, протереть пыль, найти какую-то информацию в интернете и т.д. и т.п

И все ведь важное и срочное (на самом деле нет). В общем, из-за частого отрыва от работы дела решаются медленно и не очень эффективно

В подобную ловушку попала и я, пока не поняла, что нужно составить расписание дня. Хотя бы обозначить со скольки и до скольки я без перерыва работаю. Но для достижения максимальной эффективности этого было недостаточно. Со временем я научилась входить в состояние потока (помните, в другом пункте статьи мы хотели к этому вернуться?).

Мой первый опыт вхождения в состояние потока оказался случайным. Я тогда даже еще не знала, как это называется. Думала, у меня какая-то суперспособность (ну кто из нас не хочет почувствовать себя особенным и уникальным?). Потом я поняла, что это один из психологических феноменов, очутиться в котором может любой человек. Вот мой секрет вхождения в состояние потока:

Отключаю звук на телефоне, выключаю все рабочие чаты и другие сервисы на компьютере, отключаю домофон и убираю любые другие факторы, способные отвлечь меня. Если дома присутствует кто-то, кроме меня, то прошу не отвлекать. А также я настраиваю комфортную температуру в комнате: открываю окно, включаю кондиционер или обогреватель (зависит от времени года), подбираю удобную и опять же подходящую по температурному режиму одежду и т.д.
Оцениваю свое состояние

Важно, чтобы меня ничего не беспокоило в физическом или психологическом плане. Например, если я знаю, что во второй половине дня меня ждет что-то важное, то в первой половине дня бывает очень сложно сконцентрироваться на рабочих задачах

Если я голодна или не выспалась, то в поток войти тоже не смогу. Соответственно, после оценки состояния я делаю все возможное для его улучшения (если оно удовлетворительное) или сохранения (если оно хорошее).
Выбираю задачу и настраиваюсь на нее, как бы примеряя на себя. Я вспоминаю из своего опыта или представляю события, относящиеся к теме статьи. Иногда вдохновляюсь рассказами на форумах. Крайне важно вызвать личный интерес.
Пишу первое, что приходит в голову. Возможно, потом я вообще удалю это предложение или абзац, может быть, вставляю его в начало статьи или в самый конец – не важно. Главное – начать. А дальше все происходит само собой.

Как ощущается состояние потока? Ты отключаешься, а потом включаешься. В процессе работы исчезает ощущение времени и пространства. Ты словно превращаешься в машину. Но вполне себе разумную и творческую машину. В голове рождается куча мыслей, которые не успеваешь не то что печать, а даже формулировать. Что-то вылетает, потом снова залетает, одно сменяется другим. Что-то проговариваешь вслух, что-то отражается мимикой на лице. Вместе с мыслями меняются картинки в голове. Ты словно проживаешь здесь и сейчас все, о чем пишешь.

Что следует после того, как статья написана, и ты «включаешься»? С одной стороны, чувствуешь удовлетворение и воодушевление. С другой стороны, ощущаешь себя выжатым лимоном. На работу в состоянии потока тратится намного больше энергии, чем в обычном рабочем состоянии. Но с усталостью тоже можно и нужно бороться. Я даю себе немного отдохнуть, разминаюсь, использую массажную подушку, прячу глаза под маской для сна, пью кофе, а потом возвращаюсь к статье.

Осталось поправить все написанное, внести оставшиеся ключи и завершить оформление. Все это происходит уже вне потока и требует больших волевых усилий. Здесь я пользуюсь таким правилом: не отвлекаясь, выполняем оставшуюся работу, а потом со спокойной совестью занимаемся своими делами. Иногда я откладываю это на другой день, так как после выхода из потока сил почти не остается.

Мне нравится работать в состоянии потока, но войти в него получается не всегда. С графиками и планированием я уже научилась работать, а вот с созданием подходящих условий для вхождения в поток иногда еще возникают проблемы.

Потеря самоконтроля

Именно эмоции контролируют поведения каждого человека в социуме и в быту

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, важно знать примеры самоконтроля и уметь применять их в повседневной жизни. Современная жизнь наполнена стрессовыми ситуациями, человеку приходится сталкиваться с агрессией

Чтобы противостоять нервозности, психологи рекомендуют, прежде всего, успокоиться и представить – как неприглядно выглядит несдержанное поведение в глазах окружающих. Уважения достойна только выдержка и спокойствие. Затем необходимо вспомнить о цели, о том, сколько уже сделано для ее достижения. Самый простой способ – посчитать до 10 – этого времени достаточно, чтобы успокоиться и принять взвешенное, правильное решение.

Как помочь ребенку развивать навыки самоконтроля в школе и дома?

  • Стараться давать ребенку как можно чаще задачи, в которых промежуточная и итоговая самопроверки являются необходимым этапом их решения.
  • Если для выполнения задания ребенку требуется образец или пример, он должен иметь свободный доступ к ним в любое удобное для него время.
  • Дети так или иначе будут допускать ошибки и далеко не всегда смогут их обнаружить. Не стоит ругать или наказывать ребенка, необходимо помочь ему разобраться, проанализировать вместе с ним причины возникновения промаха, объяснить еще раз недопонятый материал.
  • Если в семье двое детей и больше, целесообразно предложить им проверить качество выполнения задач друг у друга, будь то домашние обязанности или уроки. Разумеется, учебные задачи могут проверять только школьники с небольшой разницей в возрасте.

Домашнее задание — важный фактор формирования навыков самоконтроля младшего школьника. Первоклассники делают уроки с родителями, под их чутким руководством. Но родители обязаны постепенно снижать планку контроля, предоставляя детям возможность делать промежуточную или итоговую самопроверку того или иного элемента домашнего задания. Ребенок должен чувствовать собственную ответственность за проделанную работу, осознавать последствия некачественного исполнения задач. Для правильного формирования навыков самоконтроля у младших школьников родители должны внимательно наблюдать за работой над домашним заданием, оказывать необходимую помощь, но при первом же удобном случае давать ребенку возможность справляться с заданием самостоятельно. Так младший школьник не только научится разбираться с материалом и выполнять задания без помощи со стороны, но и станет более внимательным, вдумчивым.

В младших классах игровая деятельность все еще остается важным способом познания мира и развития. С помощью игр можно прекрасно развивать навыки самоконтроля: ребенок развлекается, расслабляется, освобождается от негативных эмоций и при этом обучается осознавать свое состояние, управлять своими действиями, контролировать тело, дыхание. Важным фактором такой развивающей игры является наличие правила, которым ребенок может руководствоваться как образцом, сравнивая с ним свое поведение и подгоняя его под необходимые условия.

Плюсы и минусы высокого уровня самоконтроля

Хорошо или плохо отражается на человеческом организме умение контролировать себя – вопрос, на который часто приходится отвечать психологам. Действительно, личности, владеющие большим самообладанием, вызывают уважение и доверие окружающих. Как правило, они успешны, добиваются многого в жизни. Современные физические и эмоциональные нагрузки в жизни современного человека переносятся гораздо легче, если есть высокий уровень самоконтроля. Проще говоря, наличие самоконтроля помогает cделать жизнь управляемой в соответствии с поставленными планами.

Однако психологи предупреждают: специфика самоконтроля такова, что нередко он является нагрузкой на организм, влияет на подавление естественной природы человека. Требование сдерживать себя в обществе, табу на проявление отрицательных эмоций ведут к накоплению душевного негатива. В итоге появление различного рода заболеваний связано с тем, что человеку невозможно выплеснуть свои отрицательные реакции. Зачастую заболевания жкт, сердечно-сосудистые болезни, инфаркты, язва напрямую зависят от подавления эмоций.


Самоконтроль имеет свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать в работе над собой

Тому, кто решил заняться самосовершенствованием, желательно знать все плюсы и минусы самоконтроля. Умение правильно раскрывать эмоции, вовремя освобождаться от негативных мыслей сделает жизнь комфортной.

Значение в повседневной жизни

К сожалению, значению самоконтроля уделяется недостаточно внимания. Многие люди не могут разобраться – как развить самоконтроль, какую пользу это принесет. Многие люди живут, как им комфортно. Тем не менее, условия и качественные характеристики существования человека не всегда соответствуют пожеланиям. В данном случае уместно изучить тему – как научиться самоконтролю. Самообладание формирует в человеке целеустремленность, помогает бороться с ленью, вспыльчивостью и другими негативными эмоциями.

Примеры самоконтроля в повседневной жизни:

  • просыпаться утром, чтобы не опоздать на работу;
  • формировать и распределять бюджет;
  • воспитывать детей.

Виды самообладания

Виды самоконтроля определяются в соответствии с определенными факторами:

  • психологические особенности человека;
  • социальная среда, в которой воспитывается человек.

Различают два вида самоконтроля:

  • поведение индивидуума, применяемое для сопротивления влечению любым раздражителям (самообладание в данной ситуации помогает противостоять негативным последствиям, которые формируются на продолжительный период);
  • поведение человека в ситуациях, связанных с преодолением неприятных ситуаций, получением выгоды и улучшением здоровья.

Правильное питание для поддержания формы

Режим питания и сбалансированное меню — важнейший фактор, требующий постоянного внимания. Для поддержания физической формы необходимо соблюдать правильную диету. Если самостоятельно нет возможности проработать меню, то к вашим услугам специалисты диетологи и удобный сервис для спортсменов и не только.

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег для здоровья, другие — гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах. Самоконтроль позволяет воспитать в себе не только самодисциплину, но и другие положительные качества человека.

Контроль над работой сосудов и сердца

Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС).

Как повысить уровень самоконтроля

Техника самоконтроля предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Для эффективного обучения самоконтролю тренировать эти навыки следует по отдельности.

Идентификация эмоций

Тренируйте понимать, что именно вы чувствуете, какие эмоции вами овладевают в той или иной ситуации. Вот пара советов для начала:

Изучите теорию на первых этапах обучения самоконтролю. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых)

Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.


Цветок эмоций Плутчика‍

Упражнение «Дневник самоконтроля»

Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие, и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?

Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее и научиться самоконтролю.

Для чего нужен самоконтроль

Безусловно, каждый человек ставит определенные цели и всеми силами старается достичь их. Однако составить подробный план действий – недостаточно

Необходимо провести большую работу над собой и одна из задач – уделить внимание формированию навыков самоконтроля. Дело в том, что механизмы сознания человека нацелены на потакание слабостям, лени

Именно поэтому человеку так просто отвлечься от поставленной цели и свернуть с дороги. Главная причина – недостаточно развиты навыки самоконтроля, способствующие привлечению успеха в жизни.

В чем состоит значение самоконтроля:

  • формирует целеустремленность и способность держать эмоции в руках;
  • формирует силу воли – необходимое условие в достижении поставленных целей;
  • человек, освоивший методы самоконтроля, умеет наблюдать и оценивать обстановку, при необходимости направить ситуацию в свою пользу;
  • навыки самоконтроля позволяют в нужный момент приглушать эмоции, чувства и сохранять холодный разум;
  • полезный жизненный навык не дает эмоциям заглушить здравый смысл и разум.

Чем грозит чрезмерный самоконтроль

Постоянный контроль поведения, эмоций и поступков грозит развитием психических заболеваний, а также нарушениями в работе внутренних органов. Чаще всего пациенты жалуются на боли в области сердца и желудочно-кишечного тракта.

В задачи самоконтроля входит, прежде всего, контроль поведения, но не тотальное подавление эмоций. Психологи рекомендуют несколько действенных способов, как снять психологическое напряжение:

  • выехать в парк или лес и громко покричать – вместе с криком человек эмоционально разгружается;
  • посетить специальную комнату для психологической разгрузки – подобные помещения есть в каждом крупном городе, здесь можно бить тарелки, крушить мебель.

Если после таких мероприятий самочувствие не улучшается, потребуется помощь специалиста.

Заключение

Целью моего реферата являлось рассмотреть и изучить влияние  самоконтроля на человека и его развитие.

В своем реферате я доказываю, что  самоконтроль не только является средством укрепления здоровья каждого из нас, формой проведения досуга, но и влияет на другие стороны жизни человека, например на социальную, трудовую деятельность, интеллектуальные и нравственные качества.

Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет.

Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector