Фильмы номинанты на оскар 2021

Содержание:

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

2000 год. Красота по‑американски. Драма, 122 минуты, IMDb: 8,3

Кризис среднего возраста – неисчерпаемая тема. Главному герою, Лестеру Бёрнэму, всего 42 года, но его жизнь, кажется, потеряла смысл. Работа откровенно опостылела, ушли чувства к жене, которая, поняв это, стала изменять супругу. Неудивительно, что Лестер окунулся в депрессию. Но вскоре жизнь заиграла новыми красками – мужчина влюбился в одноклассницу дочери.

Главную роль в этом фильме исполнил Кевин Спейси, ныне оказавшийся фигурантом скандала и лишившийся заработанной репутации. «Красоту по-американски» не считали основным претендентом на «Оскар», им виделась куда менее провокационная драма «Правила виноделов» по классическому роман Джона Ирвинга. Но академики решили отдать статуэтку более актуальному для современного общества фильму.

2012 год. Артист. Драма, мелодрама, комедия. 96 минут. IMDb: 7,9

Фильм рассказывает о событиях 1920-х годов. Эпоха немного кино доживает свое, не все могут смириться с этим. Актер Джорд Валентайн – один из них, а с переменами ему помогает справиться влюбленная в него статистка Пеппи Миллер.

В тот год Оскар достался далеко не фавориту. В числе претендентов значились работы культовых режиссеров: «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Боевой конь» Стивена Спилберга и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Вот только академики отдали свои голоса малоизвестному до того времени французскому режиссёру Мишелю Хазанавичусу. Его ретро-фильм мало того, что был снят черно-белым, так еще оказался и немым. Но с помощью таких лаконичных инструментов режиссер смог создать шедевр.

«Разгром немецких войск под Москвой»1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

Присутствует ли обещанное разнообразие?

BFA/Legion Media

Кадр из фильма «Звук металла»

В сентябре прошлого года Киноакадемия анонсировала для отбора фильмов, основанные на дайверсити. Вообще-то, тренд на инклюзивность в полной мере сработал на «Оскаре-2020»: «Паразиты» Пон Чжун Хо стал первым фильмом на иностранном языке, взявшим главную награду — статуэтку в номинации «Лучший фильм» (и мимоходом — за лучший сценарий и лучший иностранный фильм). Кроме того, в 2019-м Махершала Али стал первым мусульманином, получившим награду в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за «Зеленую книгу».

Дайверсити на «Оскаре-2021» наращивает обороты. Так, Риз Ахмед из «Звука металла» стал первым пакистанцем и первым мусульманином, которого номинировали в категории «Лучший актер», а Стивен Ян («Минари») — первым американцем азиатского происхождения в той же категории. Плюс впервые за 93 года «Оскара» в категории «Лучший режиссер» представлены сразу две женщины — Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды») и Хлоя Чжао («Земля кочевников»). К слову, у Феннел — первый женский полнометражный дебют. Также впервые в истории премии на звание лучшего режиссера претендуют сразу два азиатских постановщика: Чжао и Ли Айзек Чун («Минари»). За роль в этой картине корейская актриса Юн Е-джон впервые представлена в номинации «Лучшая актриса второго плана».

2019 год. Зелёная книга. Драма, биография. 130 минут. IMDb: 8,2

В истории Америки немало темных страниц, рассказ о которых и сегодня не оставляет никого равнодушным. Фильм повествует о событиях начала 1960-х. Тони Валлелонга – обычный вышибала по прозвищу Болтун. Но клуб, в котором он работал, закрылся на ремонт. К счастью, для Тони находится непыльная работенка – быть водителем и телохранителем чернокожего музыканта Дона Ширли.

Режиссер Питер Фаррелли получил известность своими несерьезными работами «Муви 43» и «Тупой и еще тупее». На удивление его новый фильм оказался и трогательным, и одновременно серьезным, рассказывающим о временах сегрегации. В основу картины легла реальная история гастролей Дона Ширли. «Зеленая книга» заслуженно получила Оскар, обойдя другого фаворита – «Рома».

Левиафан (номинация в 2015 году)

Ранее Андрей Звягинцев выдвигал на Оскар фильм «Возвращение», но тот не попал в шорт-лист академиков. А вот «Левиафан» оказался куда более скандальным и числился чуть ли не фаворитом в борьбе за Оскар. Его Звягинцев так и не получил, а вот «Золотой глобус» режиссеру достался, впервые в истории отечественного кино.

В своем фильме автор переложил историю библейского Иовы на материал российской действительности. Николай – житель небольшого северного городка. Герой построил свой дом и мастерскую, но его размеренная жизнь вдруг столкнулась с безжалостной действительностью. Отождествление библейского чудовища Левиафана с государственной машиной, топчущейся по природе человека и свободе, впервые использовал еще Томас Гоббс.

2010 год. Повелитель бури. Драма, триллер, военный. 126 минут. IMDb: 7,6

Фильм повествует о событиях войны в Ираке. Группа по разминированию теряет своего начальника и получает взамен нового, им становится профессионал Уильям Джеймс. К его навыкам претензий нет – вот только с коллегами найти общий язык ему не удается. Все потому что, что Джеймс ведет себя слишком уж безрассудно, что ставит под угрозу как его самого, так и подчиненных.

Изначально картина и не могла номинироваться на Оскар в тот год, ведь ее премьера состоялась немного раньше положенного. Но дату проката «Повелителя бури» отложили, и не зря – фильм получил девять номинаций на Оскар. Среди шести выигранных статуэток самая ценная – за лучший фильм. Примечательно, что Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, победившей в номинации «Лучшая режиссура».

2015 год. Бёрдмэн. Драма, комедия. 119 минут. IMDb: 7,7

Не всегда роль Супергероя делает человека успешным. Этот фильм повествует об актере, который в свое время прославился ролью Бёрдмена. Но теперь популярность сошла, карьера катится под откос, как и семейная жизнь. Что сделает актер, чтобы изменить свою жизнь?

Главную роль в фильме сыграл Майкл Китон. Забавно, но Бёрдмен снят фактически о нем. Китон стал знаменитым, сыграв в свое время Бэтмена, но потом куда-то пропал с экранов. А слава вернулась к актеру теперь уже с «Бёрдменом». Фильм вышел примечательным, благодаря необычному подходу режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В «Бёрдмене» все действо – одна непрерывная сцена, в которой, как кажется, просто нет монтажных склеек.

2004 год. Властелин колец: Возвращение короля. Фэнтези, драма, приключения, 201 минута. IMDb: 8,9

Этот фильм стал заключительным в легендарной трилогии по мотивам классической книги Джона Р. Р. Толкина. В «Возвращении короля» хоббиты вплотную подошли к Роковой горе, в жерло которой надо бросить Кольцо Всевластия и спасти тем самым Средиземье. Тем временем храбрый Арагорн сражается с полчищами Саурона за трон Гондора.

Две предыдущие части «Властелина колец» тоже номинировались на Оскар, но взять его не сумели. Было бы несправедливо, если такая эпическая картина осталась без награды. В борьбе за приз фильм обошел серьезных конкурентов – «Трудности перевода» Софии Копполы и «Таинственную реку» Клинта Иствуда.

«Война и мир»1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

2018 год. Форма воды. Драма, фантастика. 123 минуты. IMDb: 7,3

Фильм оказался очень странным. Идет 1963 год. Немая уборщица Элайза работает в научной лаборатории. Однажды туда привозят для опытов отловленного человека-амфибию. В погоне за открытием ученые не жалеют испытуемого. Но Элайза влюбляется в мутанта и помогает ему сбежать.

Не все поняли посыл режиссера Гильермо дель Торо. Ведь он умудрился поместить в фантастическую ленту немало социальных тем. Все это не осталось без внимания кинокритиков. На фоне холодной войны поднимаются вопросы расовых предрассудков и борьбы человека с государственной машиной. Да и в визуальном плане к дель Торо сложно придраться – он создает настоящие шедевры.

NETFLIX

«Ирландец»

10 номинаций

Magnum opus живущего классика Голливуда Мартина Скорсезе, как и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, и «1917» Сэма Мендеса, представлен в десяти номинациях. Опережает тройку лишь «Джокер» Тодда Филлипса с одиннадцатью потенциальными статуэтками. Эта трехчасовая (даже больше) гангстерская эпопея одним кажется верхом киноискусства, а другим – мучительным старческим воплем.

«Брачная история»

6 номинаций

Безусловно, самое нежное кино прошлого года – про развод режиссера и актрисы, сыграли которых Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон. Вслед за «Золотым глобусом» статуэтка «Оскар», вероятно, ждет одну лишь блистающую в образе адвоката мечты Лору Дерн. Остальные номинации едва ли реализуются. А жаль.

«Два папы»

3 номинации

В основанной на реальных событиях жизнеутверждающей ленте о поиске веры сыграли классики, не менее признанные, чем Роберт Де Ниро и Аль Пачино, – Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс. Шутка про напевание мотива Dancing Queen ABBA заслуживает отдельных оваций и номинаций.

«Я потерял свое тело»

Номинация «Лучший анимационный фильм»

Киностихотворение об отрыве от обыденной жизни после премьеры на Каннском кинофестивале принесло режиссеру Жереми Клапену шквал положительных рецензий. Номинацию на «Лучший анимационный фильм» ожидаемой, конечно, не назовешь, но то, что картина ее достойна, сомнений нет. Очаровывающая рисовка и магический саунд анимации «Я потеряла свое тело» заставляют забыть обо всем.

Номинация «Лучший анимационный фильм»

Внезапно. Современный мультфильм, который вполне может стать классикой рождественского кинематографа. Автор вселенной «Гадкого Я» и «Миньонов» Серхио Паблос пересказывает свою версию мифа о Санта-Клаусе. Если смотреть с оригинальной аудиодорожкой, то можно услышать голоса Джей Кей Симмонса и Джоан Кьюсак.

Военно-полевой роман (номинация в 1985 году)

Сценарий к фильму написал Петр Тодоровский на основе собственных воспоминаний о послевоенных годах. Он же выступил в качестве режиссера. Любовь солдата к санитарке во время войны не имела шансов перерасти в отношения, но в мирное время герои попадают в классический любовный треугольник. Премьера фильма пришлась на Берлинский кинофестиваль, где исполнительницу одной из главных ролей, Инну Чурикову, назвали лучшей актрисой.

На церемонию вручения Оскара в Америку отправился Тодоровский. Местные академики уверяли его, что приз достанется советской ленте, ей не было равных ни по качеству, ни по сюжету. Но политизированная тогда премия была отдана фильму о гроссмейстере Викторе Корчном.

NETFLIX

«Ирландец»

10 номинаций

Magnum opus живущего классика Голливуда Мартина Скорсезе, как и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, и «1917» Сэма Мендеса, представлен в десяти номинациях. Опережает тройку лишь «Джокер» Тодда Филлипса с одиннадцатью потенциальными статуэтками. Эта трехчасовая (даже больше) гангстерская эпопея одним кажется верхом киноискусства, а другим – мучительным старческим воплем.

«Брачная история»

6 номинаций

Безусловно, самое нежное кино прошлого года – про развод режиссера и актрисы, сыграли которых Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон. Вслед за «Золотым глобусом» статуэтка «Оскар», вероятно, ждет одну лишь блистающую в образе адвоката мечты Лору Дерн. Остальные номинации едва ли реализуются. А жаль.

«Два папы»

3 номинации

В основанной на реальных событиях жизнеутверждающей ленте о поиске веры сыграли классики, не менее признанные, чем Роберт Де Ниро и Аль Пачино, – Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс. Шутка про напевание мотива Dancing Queen ABBA заслуживает отдельных оваций и номинаций.

«Я потерял свое тело»

Номинация «Лучший анимационный фильм»

Киностихотворение об отрыве от обыденной жизни после премьеры на Каннском кинофестивале принесло режиссеру Жереми Клапену шквал положительных рецензий. Номинацию на «Лучший анимационный фильм» ожидаемой, конечно, не назовешь, но то, что картина ее достойна, сомнений нет. Очаровывающая рисовка и магический саунд анимации «Я потеряла свое тело» заставляют забыть обо всем.

Номинация «Лучший анимационный фильм»

Внезапно. Современный мультфильм, который вполне может стать классикой рождественского кинематографа. Автор вселенной «Гадкого Я» и «Миньонов» Серхио Паблос пересказывает свою версию мифа о Санта-Клаусе. Если смотреть с оригинальной аудиодорожкой, то можно услышать голоса Джей Кей Симмонса и Джоан Кьюсак.

«Чайковский»1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

СКОРО В КИНО

«1917»

10 номинаций, 30 января

В российский прокат выдающееся кино режиссера «Красоты по-американски» Сэма Мендеса выходит непростительно поздно. Тем самым компания Universal Pictures будто бы подбивает посмотреть ленту в интернете, где гуляет копия ужасающего качества. Мы же советуем дождаться официальной премьеры, чтобы в полной мере оценить самого вероятного победителя «Оскара» в номинации «Лучший фильм». Ибо перед нами верх военного кинематографа.

6 номинаций, 30 января

В этом году Американская киноакадемия обошла стороной режиссеров-женщин, а ведь снявшая «Маленьких женщин» Грета Гервиг, как никто, была достойна упоминания. Ее интерпретация вхождения во взрослую жизнь четырех сестер одной американской семьи – пример совершенной экранизации образца 2020 года. С одной стороны, прогрессивно, но без модного постмодерна, а с другой – с удивительно красивыми и талантливыми артистами (Сирша Ронан, Флоренс Пью, Тимоти Шаламе, Луи Гаррель, Лора Дерн и другие) в удивительно красивом и талантливо снятом кадре.

«12»2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

2013 год. Операция «Арго». Политический триллер, исторический. 120 минут. IMDb: 7,7

Одним из результатов революции в Иране стал захват исламистами американского посольства в Тегеране. Заложниками стали 52 американских гражданина. Шестеро из них смогли сбежать и спрятаться в доме канадского посла. Агенты ЦРУ планируют спасение своих граждан. Для этого инсценируются съемки фильма «Арго», что должно стать масштабной маскировкой для спецоперации.

Изначально сюжет фильма кажется слишком уж неправдоподобным – вот только такие события действительно происходили в реальности. Но режиссера Бена Аффлека все равно критиковали, ведь он не устоял и украсил скучную историю типично голливудским экшеном. В результате сочетание исторических событий и напряженности триллера не остались без внимания зрителей и критиков.

2001 год. Гладиатор. Драма, 155 минут, IMDb: 8,5

Завязка рассказанной истории является весьма шаблонной для Голливуда. Главным героем выступает храбрый генерал Максимус, величайший полководец Римской империи. Но взошедший не престол с помощью предательства император Коммод решил избавиться от конкурента. Сам Максимус едва не лишился жизни, но потерял дом, семью и честное имя. Пришлось военачальнику осваивать карьеру простого гладиатора. Благодаря своей силе и отваге Максимус делает блестящую карьеру, чтобы получить возможность встретиться с врагом и устранить несправедливость.

Режиссер Ридли Скотт смело взялся за исторический фильм, что потребовало масштабных съемок. Были довольно реалистично показаны жестокие сцены и развернувшаяся человеческая драма героя. Двух антагонистов сыграли отличные актеры: Рассел Кроу и Хоакин Феникс. Мощный фильм не остался незамеченным академиками и получил заслуженного Оскара.

Старик и море (Оскар 2000 года)

Анимационный фильм снят по классической повести Эрнеста Хемингуэя. Вся работа заняла у режиссера Александра Петрова два года, он же выступил и сценаристом. В создании фильма использовалась весьма трудоемкая техника «ожившей живописи», придуманная в Канаде. Именно там в сообществе с оператором Сергеем Решетниковым и создавался мультфильм. Картину рисовали на стекле не только масляными красками и кистью, но и пальцами.

Надо сказать, что «Старик и море» стал уже третьей попыткой Петрова заполучить Оскар. Ранее академики не оценили другие работы режиссера – «Корова» и «Русалка». В борьбе за вожделенную статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Нидерландов, Норвегии и Великобритании.

Утомленные солнцем (Оскар 1995 года)

Режиссером российско-французской драмы выступил Никита Михалков. В фильме на фоне безмятежного дачного пейзажа раскрывается история одной семьи, в которой эхом звучат события гражданской войны и репрессий. Раскрывающаяся драма не оставляет равнодушным никого. Фильм понравился и зрителям, и критикам. Никита Михалков выступил еще и сценаристом, а также исполнил в фильме главную роль. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте. Она сама предложила свою кандидатуру на роль Маруси, узнав о начале съемок.

«Утомленные солнцем» со звучащим в фоне танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что тот на основе сценария поставил одноименную пьесу. Премьера состоялась в 2009 году на сцене Лондонского королевского Национального театра. А сам фильм получил Большой приз жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а на следующий год и Оскара в качестве лучшего иностранного фильма.

2007 год. Отступники. Триллер, драма, криминал. 151 минута. IMDb: 8,5

Основой для фильма выступил гонконгский триллер «Двойная рокировка». История посвящена двум выпускникам полицейской академии. Один из них служит в правоохранительных органах, но при этом сотрудничает с мафией, сливая ей информацию. Другой же выбрал путь бандита и растворился в преступном сообществе. Но при этом им движут благородные мотивы – помощь полиции. И оба героя вынуждены изображать тех, кем в душе не являются. Но со временем выясняется, что мир не делится на белое и черное.

Режиссер Мартин Скорсезе давно уже считается живым голливудским классиком, чьи фильмы заслуженно номинируются на Оскар. Но постоянно награды доставались более удачливым конкурентам. Но в этот раз «Отступники» превзошел всех – фильм не просто стал лучшим, но и дал режиссеру его единственный Оскар.

СКОРО В КИНО

«1917»

10 номинаций, 30 января

В российский прокат выдающееся кино режиссера «Красоты по-американски» Сэма Мендеса выходит непростительно поздно. Тем самым компания Universal Pictures будто бы подбивает посмотреть ленту в интернете, где гуляет копия ужасающего качества. Мы же советуем дождаться официальной премьеры, чтобы в полной мере оценить самого вероятного победителя «Оскара» в номинации «Лучший фильм». Ибо перед нами верх военного кинематографа.

6 номинаций, 30 января

В этом году Американская киноакадемия обошла стороной режиссеров-женщин, а ведь снявшая «Маленьких женщин» Грета Гервиг, как никто, была достойна упоминания. Ее интерпретация вхождения во взрослую жизнь четырех сестер одной американской семьи – пример совершенной экранизации образца 2020 года. С одной стороны, прогрессивно, но без модного постмодерна, а с другой – с удивительно красивыми и талантливыми артистами (Сирша Ронан, Флоренс Пью, Тимоти Шаламе, Луи Гаррель, Лора Дерн и другие) в удивительно красивом и талантливо снятом кадре.

2003 год. Чикаго. Драма, мюзикл, комедия, 113 минут. IMDb: 7,1

Рокси Харт, как и большинство девушек, мечтает о сценической карьере. Ее кумиром является певица-звезда Велма Келли. Судьба сводит двух женщин, вот только встреча состоялась в тюрьме. Рокси застрелила любовника, который должен был помочь ей с карьерой в шоу-бизнесе, а Велма в приступе ревности убила мужа и сестру. И теперь обе дамочки могут рассчитывать лишь на помощь хитрого адвоката Билли Флинна.

Чикаго – знаменитый бродвейский мюзикл, который долгое время ждал возможности быть перенесенным в кино. Но с 1970-х идеи так и оставались идеями. В итоге постановка состоялась, в самое удачное для того время. Начало XXI века как раз ознаменовалось появлением многочисленных музыкальных фильмов, на этом фоне «Чикаго» сумел собрать отличную кассу и заполучить главный приз – Оскара.

Урга – территория любви (номинация в 1993 году)

За сценарную основу Никита Михалков взял практически анекдот, но на его основе родился серьезный, но вместе с тем и трогательный фильм. На севере Китая проживает молодая монгольская семья с тремя детьми. Больше не позволяют местные законы. И вот однажды супруга отправляет мужа в город за презервативами. Монгол отправляется в путешествие в сопровождении русского шофера.

Практически все роли исполнили китайские актеры, но режиссер Никита Михалков не смог отказать себе в роли камео, да и закадровый перевод реплик читает тоже он. В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара.

2002 год. Игры разума. Драма, мелодрама, биография, 135 минут, IMDb: 8,2

Джона Нэша все считали гением – его интерес и способности к математике поистине удивляли. Мужчина выбрал стезю преподавателя, а одна из его студенток стала его женой

Талантливый ученый привлек внимание ЦРУ – секретный агент попросил помочь обнаружить зашифрованные послания в открытых источниках. Нэш активно принимается за работу, но вскоре оказывается, что реальность вовсе не такая, какой он себе воспринимал

И снова главную роль исполнил Рассел Кроу. Вот только он кардинально сменил свой имидж –брутальный римский воин смог через год предстать увлеченным ученым. Но академиков подкупила не только яркая драматическая история, но и частичная достоверность показанных событий.

Кавказский пленник (номинация в 1997 году)

Сергей Бодров-старший решился на смелый эксперимент – он экранизировал рассказ Льва Толстого, сделав его основной для событий 1990-х годов. В главной роли снялся сын режиссера, но протекцией такое решение не выглядит. Бодров-младший постоянно сопровождал отца во время творческих командировок. Пока еще утверждался кандидат на главную роль было решено попробовать сына режиссера. И он справился! Никаких поблажек сын отцу не делал. Позже Бодров-младший рассказывал, что сам он воспринимал эту работу как очередной для себя эксперимент. Фильм, режиссура и сценарий были отмечены рядом европейских наград, но Оскара так и не получил.

Частная жизнь (номинация в 1983 году)

Юлий Райзман в своем фильме рассказал о том, как меняется мировоззрение ушедшего на пенсию требовательного управленца Абрикосова. Оказалось, что его идеалы уже устарели, с близкими утеряна духовная связь, а жизнь кажется прожитой напрасно.

Фильм рассказывает о вечной теме лишнего человека в общества, это не может не затрагивать сердца зрителей. Да и критики высоко оценили работу Райзмана. Сам режиссер пытался показать положение людей, чья система в одночасье рушится. И далеко не все готовы встретиться с изменениями. Помимо номинации на Оскар этот фильм получил еще и двух венецианских Золотых львов.

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

Дерсу Узала (Оскар 1976 года)

Этот фильм стал совместным проектом советских и японских кинематографистов. Режиссером выступил Акира Куросава, а в главных ролях снялись Виталий Соломин и Максим Мунзук. Литературной основой фильма стали произведения ученого, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. В одной команде пришлось работать японцам и русским – людям абсолютно разных культур и менталитетов. Порой это оборачивалось курьезами, но чаще всего просто оборачивалось трудностями в работе.

Да и режиссер Акира Куросава оказался очень педантичным – мог потребовать перестроить избушку из-за перекоса бревен или же развешивать на деревья опавшие за ночь листья ради лучшей картинки. Для самого японца фильм стал первым, снятым на иностранном языке. Именно в этой номинации картина и получила Оскара в 1976 году. Впрочем, «Дерса Узала» и его актеры были отмечены премиями во множестве других стран: Франции, Перу, Италии, Испании, Финляндии.

«Утомленные солнцем»1994, лауреат

https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

Москва слезам не верит (Оскар 1981 года)

Сегодня этот фильм считается классикой советского кино. А ведь критики поначалу весьма прохладно встретили ленту. Режиссера Владимира Меньшова ругали за упаднические настроения и дешевый примитивизм. Но вот народу фильм понравился – в 1980 году его посмотрело 90 миллионов человек. Сам Меньшов долго сомневался, браться ли за мелодраматический сценарий, над которым автор работал всего 19 дней. Но история героев фильма была так похожа на его собственную – он тоже жил в общежитии и постепенно завоевывал Москву. Да и зацепил Меньшова момент с будильником, который своим звонком разделил жизнь героини на две части, а фильм в итоге – на две серии.

На церемонию вручения Оскара Меньшов не ездил, более того, узнал о победе своего детища из новостного выпуска. Да и факт присуждения ему престижной награды добавил больше проблем, чем славы. А заслуженную статуэтку режиссер получил только в 1999 году. Для западных же зрителей фильм стал демонстрацией советской действительности. Ходит легенда, что «Москва слезам не верит» многократно пересматривал по настоянию помощников Рональд Рейган при подготовке ко встрече с Михаилом Горбачевым. Так американский президент знакомился с менталитетом советских граждан.

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector