Все победители премии «оскар» в 2021 году
Содержание:
Все еще недостаточно женщин-режиссеров
Focus Features/The Hollywood A/Legion Media
Режиссер Эмиральд Феннел с актерами на съемках фильма «Девушка, подающая надежды»
В этом году на «Оскар» номинировано три режиссера и две режиссерки. С одной стороны, странно было бы требовать большего, учитывая, что в этой категории традиционно правит бал системный сексизм и на труды постановщиц по воплощению собственного авторского замысла просто не обращают внимания. Впервые в истории женщин в этой оскаровской категории не ноль и не одна, а целых две: Хлоя Чжао и дебютантка Эмеральд Феннел. Да и поодиночке их номинировали всего несколько раз: Лину Вертмюллер в 1977 году; Джейн Кэмпион — в 1994-м, Софию Копполу — в 2004-м; Кэтрин Бигелоу — в 2010-м; Грету Гервиг — в 2018-м. Так вот, кажется, что перед нами наконец-то приблизительное режиссерское равенство.
Даже если академики, до сих пор преимущественно мужского пола, снизошли наконец до «женского кино» (хотя такого разделения на самом деле не существует — это доказывает всей своей фильмографией та же Бигелоу), то это не значит, что они прощены. Десятилетиями они игнорировали фильмы, снятые режиссерками. Почему? Все дело в патриархальной системе голливудского мироустройства — женщин просто не допускали до таких высоких и хорошо оплачиваемых позиций, как кресло постановщика. И это все только симптом так до конца и не вытравленного из студийных боссов и продюсеров пренебрежения к женщине как к автору. Даже сейчас мужчин в этой категории по‑прежнему больше, чем женщин, и невозможно придумать ни одной внятной причины, почему так произошло. Было бы желание — и номинантки бы нашлись, например, все та же Реджина Кинг («Одна ночь в Майами»), Келли Рейхардт («Первая корова» и за выслугу лет — ее авторский стиль Академия игнорирует уже много лет), Китти Грин («Ассистентка») и так далее.
Будут ли ведущие?
Steven Ferdman/Getty Images
Зендея
Наконец-то да. Ведущими церемонии станут Брэд Питт и Зендея. Золотые статуэтки раздадут Холли Берри, Хоакин Феникс, Лора Дерн, Харрисон Форд, Рене Зеллвегер. «Оскар» оставался без ведущего два года подряд: в 2019-м и 2020-м. В 2019 году Киноакадемия отказалась от кандидатуры Кевина Харта из-за всплывших гомофобных твитов 2010 года. А в 2020-м продюсеры решили повторить ход: дело в том, что церемонию без ведущего посмотрели 29,6 миллиона зрителей. Впрочем, шалость не удалась, и в 2020-м «Оскар» достиг исторического минимума, собрав всего 23,5 миллиона зрителей.
Фильм-фаворит идеологически неоднозначен
Pictorial Press/Legion Media
Кадр из фильма «Земля кочевников»
Нашлись (хоть и с трудом) претензии к фильму, который весь наградной сезон шел к главной премии Американской академии киноискусств, — к «Земле кочевников». Тем, кто уже видел фильм, может быть не так уж очевидно, что же там вообще не так, — казалось бы, неприкаянная картина, более того, снята в защиту слабых, рассказывает о жизни пожилых американцев, которые не могут позволить себе иметь недвижимость и поэтому кочуют по городам и весям.
Но и здесь у критично настроенных публицистов нашлись вопросы. Колонка в утверждает, что фильм американки китайского происхождения Хлои Чжао лицемерно замалчивает тему тяжелейших и издевательских условий труда на складах интернет-гиганта Amazon. По статистике, там значительно выше травматизм на рабочем месте, чем в среднем по стране, а еще наймиты жалуются, что ощущают вследствие монотонной унылой работы чувство экзистенциальной тоски. Ничего такого в «Земле кочевников» не показывается — главная героиня, которую играет Фрэнсис Макдорманд, устраивается в Amazon по сезонной программе CamperForce, чтобы заработать себе на еду и бензин для своего дома на колесах, но там все показано очень аккуратно и нежно. Причем в одноименной нон-фикшен-книге Джессики Брудер, на которой основан сценарий картины, об этом как раз упоминалось: на одного из номадов с полки падает коробка, после чего он сам бьется головой о бетонный пол; за пять минут вынужденной задержки складовщицу безжалостно штрафуют; Линда Мэй, которая снялась в роли самой себя в фильме, жалуется, что от постоянного использования амазоновского сканера штрих-кодов у нее болит запястье. Впору разглядеть здесь заговор — раз Чжао разрешили снимать на складах Amazon, то она была по факту обязана изобразить корпорацию в светлых тонах.
Но вообще эти обвинения выглядят весьма надуманными. Подобные публикации возникают нередко, и почему-то именно по отношению к фильмам-фаворитам: «Зеленую книгу» обвиняли в расизме, хотя это контррасистское кино по своей сути, задумке и воплощению. Кажется, что это такая конкуренция и завуалированное нечестное продвижение какого-то другого фильма (а следующим по котировкам зарубежных букмекеров после «Земли кочевников» идет «Суд над чикагской семеркой» от Netflix). На самом деле посыл всей картины отчетливо антикапиталистический. Состояние современного американского общества и государства, которое не обеспечивает достаточную социальную защиту для самых уязвимых слоев населения, вынуждает людей отказаться от крыши над головой и соглашаться на работу за почасовую ставку, близкую к минимальной. И Amazon в этом смысле виноват так же, как все остальные эксплуататоры.
Присутствует ли обещанное разнообразие?
BFA/Legion Media
Кадр из фильма «Звук металла»
В сентябре прошлого года Киноакадемия анонсировала для отбора фильмов, основанные на дайверсити. Вообще-то, тренд на инклюзивность в полной мере сработал на «Оскаре-2020»: «Паразиты» Пон Чжун Хо стал первым фильмом на иностранном языке, взявшим главную награду — статуэтку в номинации «Лучший фильм» (и мимоходом — за лучший сценарий и лучший иностранный фильм). Кроме того, в 2019-м Махершала Али стал первым мусульманином, получившим награду в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за «Зеленую книгу».
Дайверсити на «Оскаре-2021» наращивает обороты. Так, Риз Ахмед из «Звука металла» стал первым пакистанцем и первым мусульманином, которого номинировали в категории «Лучший актер», а Стивен Ян («Минари») — первым американцем азиатского происхождения в той же категории. Плюс впервые за 93 года «Оскара» в категории «Лучший режиссер» представлены сразу две женщины — Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды») и Хлоя Чжао («Земля кочевников»). К слову, у Феннел — первый женский полнометражный дебют. Также впервые в истории премии на звание лучшего режиссера претендуют сразу два азиатских постановщика: Чжао и Ли Айзек Чун («Минари»). За роль в этой картине корейская актриса Юн Е-джон впервые представлена в номинации «Лучшая актриса второго плана».